В поселке Сурско-Михайловка Солонянского района Днепропетровской
области местные краеведы обрели захоронение основателя села -
легендарного запорожского казака Никиты Коржа.
Наибольшую известность этому казаку, на удивление, принесли не
блистательные победы в сложных баталиях, а уникальнейший письменный труд
- «Устное повествование бывшего запорожца, жителя Екатеринославской
губернии и уезда, селения Михайловки, Никиты Леонтьевича Коржа»,
являющийся наиболее известным источником по истории слободы Половицы,
предшественницы Днепропетровска. Именно на эту повествование ссылаются в
своих научных работах практически все исследователи, изучающие быт,
жизнь и обычаи запорожской вольницы. Настоящая фамилия Никиты Леонтьевича - Таран. Но общество запорожцев назвало его «Коржом» и именно с этим прозвищем он больше всего известен любителям истории.
Основатель Сурско-Михайловки Помимо самых полных
воспоминаний о Запорожской Сечи Никита Корж еще известен жителям
Днепропетровщины как основатель села Сурско- Михайловки. Почти двести
лет назад умер знаменитый казак, но жители этого села до сих пор чтят
его память. Именем Никиты Коржа поселенцы когда-то хотели назвать село
(и называлась бы Сурско-Михайловка - Коржовкой), однако он отказался из
скромности. Село назвали в честь новорожденного сына российского
государя Павла I - Михаила. И все же односельчане увековечили его имя.
Та часть села, где жили Никита Леонтьевич и его потомки, до сих пор
зовется в народе Коржовкой. А тополя, выросшие на месте его усадьбы, -
любимое место отдыха сурскомихайловцев. Родился Никита Корж в 1731
году в знаменитой слободе Новые Кайдаки. В семилетнем возрасте он был
отправлен на Сечь к своему крестному отцу. Там, где впоследствии
возникнет село Сурско-Михайловка, у крестного отца Никиты -
запорожского казака Якова Качалова был зимовник. После смерти Якова -
Никита, тоже запорожский казак, стал полноправным хозяином зимовника. А
через несколько лет вокруг казачьего жилища начали селиться люди.
Многие из них бежали в свободные земли от гнета окрестных помещиков,
поэтому в современной Сурско-Михайловке одна из самых распространенных
фамилий - Бижко. Назвали это поселение Большие Вольные хутора. И сейчас
в старой части села улиц как таковых нет: дома далеко отстоят один от
другого. Здесь никогда не было крепостного права, земля принадлежала
тем, кто на ней жил и трудился. Поэтому село всегда было не только
свободным, но и богатым. В начале ХХ века в Сурско-Михайловке было
четыре учебных заведения, кредитное общество - показатель достатка
селян. И положил всему этому начало Никита Корж. Известен также
факт, что именно он ходил к государю Павлу I и в Сенат хлопотать о
вольной для кодацких земель и добился своего - царь подписал
необходимую бумагу. За это Коржа и его наследников уважали земляки.
Умер Никита Корж в 1835 году на сто пятом году жизни: он простудился,
собирая деньги на новую сельскую церковь. В год его смерти благодарные
односельчане построили новый храм и похоронили основателя в усыпальнице
храма под алтарем. Кто и почему перезахоронил Никиту Коржа?
Сто лет могила оставалась нетронутой, несмотря на войны и революции. А в
1935 году, когда начались гонения на религию, храм разрушили. Очевидцы
тех событий говорят, что он простояла бы и дольше, но большевикам не
давал покоя золотой крест, который положили в гроб Никиты Коржа
односельчане. Местный житель Иван Стовбун в том году был еще школьником и
очень хорошо помнит как вскрывали могилу Коржа и осквернили его
останки: «В тридцатые годы из церкви сделали зернохранилище. Помню,
школьниками бегали в нее играть. Прыгали с хоров прямо в кучи зерна.
Взрослые запретили эту забаву, сказали, что в зерне можно утонуть,
захлебнуться. Потом церковь разрушили. В этой церкви был склеп, где
похоронили Коржа. Когда разрушали могилу, сняли крышку склепа, она была
двухметровая, мраморная, на ней было написано, кто такой Корж, что он
основатель Сурско-Михайловки. Когда гроб открыли, я лично видел золотой
крест размером с ладонь, цепочку, серебряную лампаду и бутылочку, в
которой была рукопись. Корж там писал, что он казак, сын казачий из
Кайдак. Все уже прогнило, ведь сто лет прошло, и крест с цепочкой лежали
на дне гробницы. Быстро забрали и крест, и цепочку, и лампаду и увезли
в Соленое. После того как опустошили склеп, останки Коржа разбросали
по полю. Отец Дмитрий Тяпочкин собрал их и перезахоронил на местном
кладбище». Вот таким вот страшным образом свела судьба двух известнейших
людей, живших в разное историческое время.
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) - сохранитель могилы Никиты Коржа.
Иерей Дмитрий Тяпочкин - еще одна легендарная личность в истории
Сурско-Михайловки. Многим верующим этот человек известен как
Белгородский старец Серафим. Всю свою долгую жизнь он защищал
православную веру. Родился он 1/14 августа 1894 года в благочестивой
дворянской семье. При крещении младенец был наречен Дмитрием, в честь
великомученика Дмитрия Солунского. В семь лет был принят в духовное
училище, в 1911 году зачислен в Холмскую духовную семинарию, где
окончательно утвердился в стремлении к пастырскому служению. По
окончанию семинарии, как лучший воспитанник, в 1917 году он был
направлен стипендиатом в Московскую духовную академию, где проучился
всего один год, так как в 1918 г. Академия была закрыта. После
закрытия Академии в 1919 году Дмитрий Тяпочкин приезжает в
Екатеринослав. Здесь он знакомится со своей будущей супругой Антониной.
Они обвенчались в 1920 году, и в том же году Димитрий викарием
Екатеринославской епархии епископом Евлампием был рукоположен во
диакона, затем и во пресвитера. С 1921 по 1936 годы был благочинным
церквей Салонянского района Днепропетровской области. Это были годы
самой жестокой борьбы безбожной советской власти с Церковью. Первые
шаги своего пастырского служения молодого священника проходили в
местной церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла в
Сурско-Михайловке. Отца Дмитрия в селе любили все: шли к нему и в
радости, и в горе. В голодные годы он спас от смерти многих односельчан,
но не смог уберечь от смерти свою семью. Его жена Антонина и три
дочери, умершие в годы голодомора, покоятся на старом сельском кладбище.
В 30-е годы о. Дмитрий был вынужден служить, переходя из храма в
храм. Об этом донесли властям, и ему приходилось постоянно скрываться.
Но в 1941 году он был арестован и осужден на десять лет ссылки за
совершение тайных богослужений на дому. После истечения срока на вопрос
следователя, чем он будет заниматься на воле, отец Димитрий сказал:
"Тем же, чем и занимался - служить Богу и людям". "Ну, тогда посиди
еще", - последовал ответ, и батюшка был отправлен в ссылку сроком на
пять лет на Игарку в Красноярский край. После освобождения из ссылки в
1955 г. о. Дмитрий служил в Куйбышевской епархии, был одним из
участников знаменитого «Зоиного стояния» в Куйбышеве, чуда,
происшедшего в 1956 г. и обратившего ко Христу множество людей. В 1960
г. о. Серафим был назначен настоятелем Днепропетровского кафедрального
собора, а в июле того же года - направлен в Курскую епархию
настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Сосновка.
Вскоре он подал прошение о принятии иночества: «Если не будет с моей
стороны нарушением послушания, то дерзаю просить при постриге мне
святое имя Преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитаю
небесным покровителем. В назначении меня его святейшеством в Курскую
епархию, земную родину Преподобного Серафима, тоже вижу промысел
Божий». Прошение было принято, и 26 октября 1960 году епископ Курский и
Белгородский Леонид (Поляков) постриг о. Дмитрия в монашество с именем
Серафим. Благословение на постриг отец Димитрий получил в Глинской
пустыни от ныне покойного знаменитого старца - архимандрита Андроника
(Лукаша), который в свое время так же был сослан на Колыму и претерпел
всевозможные испытания лагерной жизни. В 1961 году иеромонах
Серафим был возведён в сан игумена. В октябре 1961 года старец Серафим
стал настоятелем Свято-Николаевского храма в селе Ракитном Белгородской
области. В 1970 г. он был удостоен сана архимандрита. Очевидцы
подвижнической жизни старца свидетельствуют о его прозорливости, даре
исцеления, о его кротости, смирении и беспредельной любви к каждому
человеку. Умер отец Серафим 19 апреля 1982 года, на второй день
Светлого Христова Воскресения. Могила о. Серафима находится вблизи
Свято-Николаевского храма в Ракитном. Сегодня в России стоит вопрос о
канонизации Белгородского старца архимандрита Серафима Память легендарного земляка
Сегодня на месте, где когда-то стояла церковь, - школьный стадион. Еще
раньше здесь пытались заложить сад, но деревья не прижились. В 1976 г.
на этом месте ученики случайно обнаружили разрушенный склеп Никиты
Коржа. Учитель информатики Татьяна Бижко рассказала: «Однажды мы
собирали хворост для пионерского костра. И один из ребят провалился под
землю. Сначала мы думали, что это фундамент церкви, а потом пришла
бабушка Плыска и сказала, что здесь когда-то была могила Никиты Коржа.
Внутри склеп был выложен кирпичом. В углу стояли три иконы. Две из них я
не помню, а одна была икона Самарской Божьей Матери, покровительницы
казаков. Иконы тогда забрал учитель истории, где они сейчас, я не знаю».
Безусловно, старые люди в селе знали место на кладбище, где отец
Дмитрий Тяпочкин перезахоронил останки Никиты Коржа. Но официальные
власти никогда не интересовались историей. Совсем недавно учитель
истории Сурско-Михайловской школы, отличник образования Украины, депутат
сельсовета Ирина Бижко установила место перезахоронения Никиты Коржа -
его останки покоятся в родовом захоронении знатной сельской семьи. По
ее словам, «несколько лет назад наш краеведческий кружок включился в
экспедицию «Храмы Приднепровья». Мы готовили материалы по истории нашего
храма, встречались со сторожилами села. И когда углубились в тему,
узнали, что почти в каждой хате вспоминают имя Дмитрия Тяпочкина. Старые
жители молятся на его фотографию как на икону. Когда мы работали над
историей нашей Сурско-Михайловской церкви, мы вышли на основателя нашего
села Никиту Коржа». Она сразу же поставила перед депутатами
сельсовета вопрос об увековечивании памяти великого земляка. Но, к
сожалению, финансов на то, чтобы привести могилу в порядок, у сельсовета
нет. Могила заросла травой, каменные кресты разбиты, часть
металлической ограды унесли «охотники за металлом». Но, «я верю, что
наступит время, - говорит с оптимизмом Ирина Бижко, - когда имена Никиты
Коржа и Серафима Тяпочкина будут увековечены и подняты из забвения. И я
также надеюсь, что вскоре на этом месте будет мемориал их памяти, где
пришедшие смогли бы поставить свечку и помолиться и задуматься о вечной
жизни». Диакон Георгий Скубак
Кладбище
Источник: http://u.to/y4JiAQ |