Вторник 11.02.2025 06:02 |
Приветствую Вас Гость Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сурско-МихайловкаКаталог статей
Тяпочкин Дмитрий Александрович (часть 1)
В конце XIX столетия в Варшаве встретились на балу и полюбили друг друга две светлые души - сын командира полка Русской армии Александр Тяпочкин и Элеонора Маковская, дочь премьер-министра польского правительства. Перед венчанием девушка приняла православную веру и новое имя - Александра, что стало причиной её разрыва со всем прежним кругом знакомств.
Почти все жития, составленные митрополитом Димитрием Ростовским, начинаются с того, что будущий святой родился в благочестивой семье. Расхожесть этой формулировки подчас вызывает улыбки, между тем способность к многолетнему подвигу действительно закладывается с младенчества. Александр и Александра Тяпочкины были глубоко религиозны, и когда их дитя Дмитрий, будучи семи лет от роду, пожелал поступить в Духовное училище, возражений не последовало. А надо сказать, что духовное образование получали в ту эпоху дети священников, реже - сыновья крестьян и мещан, в качестве исключения из правил - представители обедневших дворянских родов. Но внук полковника и премьер-министра, в семь лет решивший стать священником и получивший на это благословение родителей... Это было просто невероятно.
В 1911 г. Дмитрий поступил в семинарию, где окончательно укрепился в своём стремлении к пастырству. А вот Московскую Духовную академию ему закончить так и не удалось. В 1917 году она была закрыта большевиками. Больше других учителей будущему старцу полюбился во время учёбы отец Павел Флоренский. Его фотографию отец Серафим повесил впоследствии в своей келье рядом с портретом святителя Игнатия Брянчанинова. Вспоминается, как в начале 1990-х иные неофиты кляли Флоренского еретиком. У него, действительно, была одна спорная мысль, которая не могла умалить заслуг этого выдающегося богослова, мученика. * * * Три года, последовавшие за революцией, Дмитрий занимался репетиторством, одно время был учителем географии в школе, где познакомился со своей будущей женой Антониной, преподавательницей математики. А 18 октября 1920 года принял священный сан в Днепропетровском Свято-Тихоновском монастыре. Вскоре стал благочинным Солонянского района и столь ревностно исполнял свой долг, что привлёк внимание богоборцев. Однажды люди, подосланные чекистами, попросили его совершить в их селе водоосвящение. Батюшка сел в бричку и поехал, но лошади вдруг понесли. Чтобы не выпасть, о.Димитрий лёг на дно повозки, и это спасло ему жизнь. Оказалось, что впереди священника ждала засада. Увидев скачущих во весь опор коней, безбожники заорали: «Стой!» - и начали стрелять, но впустую. Затем батюшка много претерпел от обновленцев - предателей Церкви. Пали шесть пастырей его благочиния, но отец Димитрий устоял. Впоследствии, когда ему нужно было в анкетах отвечать на вопрос: «Состоял ли в обновленческом расколе?» - он отвечал: «Никогда». К этому можно было добавить, что о.Димитрий боролся с изменниками, как мог, убеждая запуганных священников и обманутых мирян вернуться под омофор Патриарха Тихона. Несколько раз его арестовывали, но отпускали. Когда закрыли храм отца Димитрия, он стал служить дома. Дочь Нина Дмитриевна вспоминала, как приходили к отцу по ночам люди из разных мест, и он, чтобы исполнить требы, оврагами пробирался с ними в дальние селения. Иногда его не было дома по три-четыре дня, и дети сидели в холоде, голодные, боясь выйти из дома. Чтобы прокормиться, пришлось устроиться охранником на железнодорожный склад, где ночью в сторожке собирались на молитвы верные прихожане. Там, в сторожке, отца Димитрия и арестовали. Это случилось в 1940-м. Господь призвал его к новому месту служения. Лагерь Писатель В.Шаламов с большой убедительностью описал, как человек в лагере перестаёт быть человеком. Даже лучшие каменеют, самое большее, на что их хватает, - не совершать больших подлостей. Но рассказывал Шаламов всё больше о тех, кто, подобно ему, потерял веру. Отправить отца Димитрия в лагерь было заведомой ошибкой со стороны большевиков. Он раскрылся там с большой силой. Исповедовал, сшив из двух полотенец с крестами епитрахиль, отпевал, крестил и один раз даже венчал. Умудрился подготовить хор из заключённых, которые его чрезвычайно полюбили. И всё это происходило посреди каторжных, невыносимых работ, убивавших батюшку год за годом. Когда истёк срок десятилетнего заключения, начальник лагеря спросил о.Димитрия: - Что ты намерен делать на свободе? - Я священник, служить намерен. - Ну, если служить... тогда ещё посиди. Начальник не понимал, какое благодеяние оказывает многим людям, которые благодаря батюшке смогли оттаять, сохранить душу. Главной мукой батюшки были думы о близких, оставшихся на воле. В письме дочери отец Димитрий писал из ссылки: «Дорогая дщерь моя, незабвенная Мавро! Душа моя скорбит смертельно. Вспоминая Гефсиманский подвиг Христа Спасителя, нахожу утешение и своей скорбящей душе. Скорблю, скорблю тяжело; скорблю о себе, скорблю о детях, сродниках своих, скорблю о пастве своей, скорблю о чадах своих духовных, скорблю о любящих, помнящих обо мне и ожидающих моего возвращения ныне...» О самом счастливом событии в жизни батюшки во время ссылки рассказал его ученик священник Валерий Бояринцев: «Будучи в ссылке, отец Серафим усердно молился Богу, причем, как он вспоминал, память его полностью воспроизводила дневной круг богослужения... Недалеко от того места, где он работал (по немощи ему приходилось трудиться огородником, а в дальнейшем - сторожем), находился храм. Он даже иногда заходил в этот храм, стоял у дверей, остриженный. И вот однажды на Пасху настоятель позвал его в алтарь. Для ссыльного священника это, конечно, было настоящим чудом. Облачившись, батюшка сослужил настоятелю на пасхальной заутрене. Потом он не мог говорить о тех своих переживаниях без слез. Навсегда он запомнил имя того священника - протоиерей Митрофан. Как оказалось, отец Митрофан увидел сон, в котором ему было велено пригласить в алтарь человека, стоящего в дверях. Ему было открыто, что это - священник. Этим повелением он не мог пренебречь. И в дальнейшем он не раз приглашал батюшку сослужить ему, хотя это грозило ему серьезными неприятностями: он мог потерять место или даже мог быть арестован». На свободе
На волю батюшка вышел в 1955 году измождённым, больным. Поражены были все внутренние органы, удушающий кашель не прекращался, и дочери просили: «Папочка, отдохни, подлечись. Мы так устали от репрессий, прошедшей войны, только тебя нашли, а ты опять от нас уходишь». Батюшка ответил им: «Я всегда был с вами и буду с вами, мои родные сиротки, всегда». В 1960-м его назначили настоятелем Днепропетровского кафедрального собора. С материальной точки зрения, это было, что называется, «золотое дно», но, как пишет архимандрит Виктор (Мамонтов), отец Димитрий сумел очень быстро себя скомпрометировать в глазах властей и вызвать раздражение священников, служивших под его началом в соборе: «Встретив собрата, мученика, страдальца, они глядели на него как на какое-то странное существо. Среди них о.Димитрий выглядел белой вороной: худой, бледный, больной, плохо одет, хотя и аккуратно, всё на нём латаное-перелатаное. Никаких великолепных ряс...» В домике при храме он занимал комнатку, где ничего не было, кроме кровати, стола и табуретки. Однажды прихожане раздобыли кое-что из одежды, принесли. Батюшка примерил, поблагодарил со слезами и... всё раздал нуждающимся. Такой настоятель мало кому был нужен. Пошли доносы, и очень скоро местный уполномоченный по делам религии сообщил батюшке, что регистрация у него отнимается и сроку даётся на то, чтобы покинуть область, два дня. Какое-то время отец Димитрий скрывался у прихожан, но его выследили и изгнали из города. Деваться было решительно некуда. Священник, лишившийся регистрации, попадал в «чёрный список», устроиться никуда не мог. Батюшка, однако, не сдался. Целый месяц ждал приёма у Патриарха, ночуя на вокзале. Епископ Леонид И тогда, как пишет отец Виктор (Мамонтов), скорбь батюшки обратилась в радость: «В канцелярии Патриарха он встретил епископа Леонида (Полякова, 1913-1990), правящего Курской и Белгородской епархией. Разговорились. Документов у о.Димитрия на руках не было, но владыка Леонид их и не требовал. Он сразу же взял о.Димитрия в свою епархию. Владыка принял в сердце гонимого праведника и был рад, что Господь послал ему такого пастыря». Епископ Леонид был одним из самых замечательных русских архипастырей в ХХ веке. Вот что пишет отец Виктор: «Вспоминаю, как в дни будничных служб владыка входил в нижний храм Рижского кафедрального собора в скромном подряснике, вставал вместе с бабушками посреди храма и начинал петь с ними всю Евхаристию, иногда сам и свечу выносил. Он был немногословен, не требовал к себе внимания, не любил быть на виду. В церковном обществе с его духовной узостью, боязнью всего творческого, живого, владыка был одинок». «Это было одиночество Христа, - вспоминал о нём один из монахов, хорошо знакомый с владыкой, - любящего полноценной непритворной любовью и не находящего себе ответной искренней любви среди христиан». В 1965 году он, владыка Леонид, присоединился к семи епископам во главе с архиепископом Ермогеном (Голубевым), которые восстали против насилий власти над Церковью. После этого его начнут переводить с одной кафедры на другую, пока он, наконец, не окажется в Риге, где и закончится земная жизнь этого мужественного архиерея. В те годы он был одним из немногих, доверившихся словам Христа: «Не бойтесь». Он и не боялся. Принимал к себе оклеветанных, отверженных священнослужителей, но в то же время нещадно обличал тех, у кого жизнь, что называется, «удалась». «Верующие бегают из храма в храм, - говорил он в одной из проповедей, - в поисках истинного пастыря, а священникам нечего им дать: они потеряли благоговение перед Престолом, перед жертвенником Любви Божией. Терния подавили пшеницу в их сердце, и они сами топчут робкие всходы веры в душах своих прихожан». О том, как болело у него сердце о священстве, говорит такое обстоятельство. Иногда во время рукоположения новых пастырей люди вдруг замечали, что владыка плачет. Плакал он и от волнения, и от радости, и от предвидения тех горестей, которые ждали выпущенных им в мир батюшек. «Казалось, - передаёт свои впечатления отец Виктор (Мамонтов), - он хотел омыть все предыдущие и последующие грехи малоподготовленных ставленников, чтобы ожило их сердце, согретое сострадающей любовью Господа, греющего и питающего Свою Церковь». Отца Серафима (Тяпочкина) владыка полюбил сразу и навсегда, не как начальник подчинённого, не по обязанности, а как сирота, вдруг обретший отца. - Я вам такого батюшку дам, какого у вас никогда не было, - поспешил порадовать владыка Екатерину Лучину, хлопотавшую о священнике для своего прихода в селе Ракитном. Ракитное «Сижу с членами церковного совета в приёмной канцелярии владыки, - рассказывала впоследствии Екатерина. - Среди ожидающих вижу старенького священника. Он смотрел на нас. Говорю себе: "Это наш батюшка". Через некоторое время вызывают: "Ракитное". Батюшка встаёт. Он показался мне как в поле: худенький, бедненький. Вошли вместе. Потом батюшку посадили в машину и увезли к уполномоченному на приём. Увиделись снова на вокзале. Он сидел возле стены, сложив руки. От станции везли нас в машине с будкой, трясло, батюшка держался за край брезента...» Однако церковный совет в Ракитном восторгов владыки и Екатерины не разделил. «Ты сухого привезла, шкелета», - стали ругаться члены двадцатки. Староста храма пошла ещё дальше, избила Екатерину прямо в храме. Прожила староста после этого недолго. Однажды упала лицом в лужу. Когда её подняли, уже не дышала. В домике, где поселили батюшку, было холодно, нетоплено. Он сидел на полу, наливал какую-то ржавую воду в консервную баночку и обмакивал в неё сухарик. Но пришёл день, когда старостой стала Екатерина Лучина, и внутри прихода всё как-то устроилось. Да и «шкелета» народ довольно быстро полюбил. Источник: http://u.to/lYJiAQ Просмотров: 1162
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Copyright MyCorp © 2025 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |